Какие обязанности тьютора


Должностные обязанности и функции тьютора лучше изучать с опорой на выше перечисленные документы.

В ЕКСД мы видим, что есть разделение: тьютор в сфере высшего и дополнительного профессионального образования и тьютор в остальных сферах образования.

Если обобщить данные статьи, то к должностным обязанностям можно отнести следующие:

— выявляет и развивает познавательные интересы;

-оказывает помощь в выборе образовательной стратегии;

-организует взаимодействие с другими субъектами образования, необходимое для индивидуальной образовательной программы тьюторируемого;

— организует индивидуальные и групповые консультации.

В профессиональном стандарте указаны три основные функции тьюторского сопровождения обучающихся:

  1. Педагогическое сопровождение реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов

Действия: выявление индивидуальных интересов, способностей, проблем; организация участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, проектов; организация рефлексии.

2) Организация образовательной среды для реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.

Действия: проектирование среды, её доступности; координация взаимодействия субъектов.

В разделе «Из практики» можно найти несколько статей про то, как я организую открытую среду для своих ребят, в том числе, и через знакомство и интервью с представителями различных профессий.

3) Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.

Во всех функциях есть уточнение: «включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», что означает – тьютор может работать с данной категорией детей, а может и не работать.

Должностная инструкция тьютора разрабатывается с опорой на данные документы и самое главное, с ориентацией на конкретную организацию, в которой будет работать тьютор. В зависимости от задач, которые ставит организация, типа организации, возраста учащихся, функции и требования к тьюторам могут немного корректироваться, но при этом, сущность профессии, её основная миссия: сопровождение разработки и реализации индивидуальных образовательных программ, должна быть сохранена. Как можно получить образование тьютора, свежую информацию о курсах и местах обучения — читайте здесь.

Пример должностной инструкции тьютора можно изучить по этим ссылкам: https://hr-portal.info/job-description/dolzhnostnaja-instrukcija-tjutora, http://instrukzii.ru/specialisti/obrazovanie/tyutor.html

Должностная инструкция тьютора

(профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»)

1. Общие положения

1.1. Тьютор относится к категории специалистов.1.2. На должность тьютора принимается лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.1.3. К работе, указанной в п. 1.2 настоящей инструкции, допускается лицо:1) прошедшее обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;2) не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.1.4. Тьютор должен знать:1) законодательные акты в области образования, образовательные и профессиональные стандарты; нормативные правовые основы тьюторского сопровождения в образовании;2) теоретические и методические основы тьюторской деятельности;3) технологии тьюторского сопровождения в образовании, педагогического сопровождения и педагогической поддержки обучающихся;4) основы разработки индивидуальных учебных планов обучающихся;5) основы разработки адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;6) технологии индивидуализации образования и педагогического сопровождения проектирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов;7) особенности образовательных программ дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования;8) основы коррекционной педагогики, основы прикладного анализа поведения, виды образовательных затруднений обучающихся различных возрастов и категорий;9) методы педагогической диагностики, выявления индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся;10) методики и приемы оформления образовательного запроса обучающихся, элементов индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы;11) формы и методы проведения индивидуальной и групповой консультации, технологии, открытого образования, тьюторские технологии;12) ресурсную схему общего тьюторского действия и этапы тьюторского сопровождения обучающихся;13) возрастные особенности обучающихся и способы их учета в реализации тьюторского сопровождения обучающихся;14) методы, способы формирования благоприятного психологического климата, условий для позитивного общения субъектов образования;15) методы профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса;16) особенности познавательной активности и мотивации тьюторантов различных категорий, методы развития у них навыков самоорганизации и самообразования;17) методы обучения самооцениванию и созданию рефлексивных текстов, анализа социокультурного опыта и опыта предпрофессиональных проб;18) методы, приемы организации игровой, творческой деятельности обучающихся разного возраста;19) методы и приемы делегирования ответственности за реализацию индивидуального образовательного маршрута самому обучающемуся;20) методы, приемы, технологии организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, включая методы и приемы прикладного анализа поведения, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;21) методы анализа и оценки результатов освоения обучающимися индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы и обеспечения их рефлексии обучающимися;22) виды рабочей и отчетной документации тьютора, способы ее применения в целях эффективного тьюторского сопровождения обучающихся;23) нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся;24) требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий, мероприятий в образовательной организации и вне организации;25) теоретические и практические знания по учебной дисциплине «Первая помощь»;26) нормативные правовые основы организации тьюторского сопровождения в образовании в части работы с образовательной средой, ресурсами, взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;27) локальные акты образовательной организации в части организации образовательной среды, использования образовательных ресурсов;28) методы и приемы анализа качества образовательных ресурсов;29) способы, методы, приемы оценки вариативности, открытости образовательной среды;30) теоретические и методические основы тьюторской деятельности;31) основы организации образовательной среды с учетом возрастных особенностей обучающихся в разных типах образовательных организаций;32) основы организации адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся в разных типах образовательных организаций;33) принципы и правила создания предметно-развивающей среды;34) подходы к проектированию дополнительных элементов образовательной среды и навигации по ресурсам среды для обучающихся разного возраста;35) особенности семейного воспитания, подходы к организации взаимодействия тьютора с семьей;36) формы и методы консультирования семьи в части построения семейной образовательной среды для развития обучающихся;37) подходы к проектированию образовательной среды как места социальных проб обучающихся в школе и социуме;38) подходы к проектированию образовательной среды с учетом запросов взрослого обучающегося, региональных ресурсов, рынка труда;39) технологии проектирования образовательной среды совместно с обучающимся в среднем профессиональном, высшем, дополнительном образовании взрослых, дополнительном профессиональном образовании;40) способы координации взаимодействия субъектов образования для обеспечения доступа обучающегося к образовательным ресурсам;41) технологии маркетинговых исследований образовательных запросов в различных видах образования;42) виды, формы и способы коммуникации, сетевого взаимодействия институтов социализации;43) нормативные правовые основы организации образования, межведомственного взаимодействия;44) источники информации, инновационного опыта, подходы к применению инновационного опыта в собственной практике;45) подходы к отбору актуальных методических материалов для тьюторского сопровождения обучающихся в процессе образования;46) педагогику общего, профессионального, дополнительного образования (по профилю деятельности тьютора);47) теоретические и методические основы тьюторской деятельности;48) дидактические и диагностические средства индивидуализации образовательного процесса;49) теоретические и методические основы прикладного анализа поведения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;50) подходы к разработке методических материалов, необходимых для организации познавательной, творческой, игровой деятельности обучающихся разного возраста;51) подходы к анализу качества и эффективности используемых методических, дидактических и диагностических средств в целях индивидуализации образовательного процесса;52) методические, дидактические и диагностические средства выявления качества образовательной среды и формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды;53) подходы к разработке методических рекомендаций для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в целях формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды для разных категорий обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;54) особенности образовательного процесса в разных типах образовательных организаций, потенциал их сетевого взаимодействия;55) формы социального партнерства институтов социализации;56) подходы к разработке методических средств для обеспечения совместной деятельности субъектов образования;57) программные средства, интернет-ресурсы для обеспечения тьюторского сопровождения обучающихся;58) подходы к созданию алгоритмов для построения индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ в различных видах образования;59) формы и методы консультирования участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образовательного процесса;60) способы консультирования участников образовательного процесса по вопросам формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды;61) основы анализа и оценки эффективности тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ;62) Правила внутреннего трудового распорядка;63) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;64) ………………… (другие требования к необходимым знаниям)1.5. Тьютор должен уметь:1) применять методы педагогической диагностики для выявления индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем обучающихся;2) осуществлять педагогическую поддержку обучающихся в проявлении ими образовательных потребностей, интересов;3) оказывать помощь обучающимся в оформлении ими индивидуального образовательного запроса;4) проводить работу по выявлению и оформлению индивидуальных образовательных запросов обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;5) консультировать обучающихся по вопросам разработки индивидуального образовательного маршрута, проекта;6) консультировать обучающихся с ОВЗ и инвалидностью по вопросам их участия в проектировании и реализации адаптированных образовательных программ;7) оказывать консультативную поддержку обучающимся в процессе их профессионального самоопределения;8) применять технологии педагогической поддержки обучающихся при разработке ими индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;9) реализовывать меры по формированию благоприятного психологического климата, позитивного общения субъектов образования;10) выстраивать доверительные отношения с обучающимся и его окружением в ходе реализации индивидуального учебного плана;11) учитывать возрастные особенности обучающихся в процессе тьюторского сопровождения обучающихся;12) проводить развивающие игры, рефлексивные тьюториалы с обучающимися дошкольного и начального общего образования;13) проводить беседы, тренинги, деловые игры, рефлексивные тьюториалы с обучающимися основного и среднего общего образования;14) проводить беседы, консультации, игры, творческие мероприятия для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;15) предоставлять обучающемуся выбор форм и содержания деятельности с учетом его возраста и индивидуальных особенностей;16) осуществлять делегирование ответственности обучающемуся за разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута с учетом его возраста и индивидуальных особенностей;17) осуществлять педагогическую поддержку образовательных инициатив обучающихся и реализации ими индивидуальных проектов;18) осуществлять взаимодействие с педагогами, родителями (законными представителями) обучающихся в целях поддержки обучающихся;19) организовывать анализ обучающимися результатов реализации индивидуального учебного плана и (или) адаптированной образовательной программы;20) организовывать участие родителей (законных представителей) обучающихся в проведении мероприятий с обучающимися;21) проводить индивидуальные и групповые консультации с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам реализации индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;22) использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы с обучающимися;23) реализовывать адаптированную образовательную программу обучающегося с ОВЗ и инвалидностью с применением методов прикладного анализа поведения;24) осуществлять применение различных видов рабочей документации в целях эффективного тьюторского сопровождения обучающихся;25) оказывать обучающимся первую помощь;26) выявлять и систематизировать образовательные ресурсы внутри и вне образовательной организации;27) оценивать потенциал образовательной среды для проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;28) разрабатывать и реализовывать меры по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды;29) зонировать образовательное пространство по видам деятельности;30) выполнять требования доступности образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;31) организовывать открытые образовательные пространства для проектирования, исследования, творчества, коммуникации обучающихся;32) организовывать различные формы доступа обучающихся к ресурсам среды в соответствии с их возрастом, опытом, навыками;33) проектировать дополнительные элементы образовательной среды и навигацию по ресурсам среды для обучающихся разного возраста с учетом особенностей их возраста и образовательной программы;34) оказывать помощь семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;35) координировать взаимодействие субъектов образовательной среды в образовательной организации;36) координировать взаимодействие образовательной организации с другими институтами социализации;37) проводить маркетинговые исследования запросов обучающихся на образовательные услуги в различных видах образования;38) организовывать и координировать работу сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов, адаптированных образовательных программ обучающихся;39) оказывать консультационную поддержку обучающимся и родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам создания условий для освоения обучающимися индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;40) проводить консультации для педагогов и специалистов различных институтов социализации по вопросам индивидуализации образовательного процесса;41) осуществлять поиск источников информации, инновационного опыта тьюторского сопровождения в образовании;42) анализировать методическую литературу и осуществлять отбор актуальных методических материалов для деятельности тьютора;43) осуществлять подбор методических средств для педагогической поддержки обучающихся в освоении ими индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;44) разрабатывать методические материалы, необходимые для организации познавательной, творческой, игровой деятельности обучающихся;45) анализировать эффективность используемых методических средств педагогической поддержки обучающихся в разработке и реализации ими индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;46) осуществлять подбор методических средств для анализа качества образовательной среды;47) разрабатывать методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в целях формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды для разных категорий обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;48) разрабатывать методические материалы для обеспечения совместной деятельности институтов социализации по созданию условий для индивидуализации образовательного процесса;49) обновлять знания по применению актуальных методов и подходов в прикладном анализе поведения, их внедрение в повседневную работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью;50) использовать при разработке методических средств различные программные средства, интернет-ресурсы;51) создавать алгоритмы для самостоятельного построения обучающимися индивидуальных образовательных программ в различных видах образования;52) консультировать участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образовательного процесса;53) ………………… (другие навыки и умения)1.6. Тьютор в своей деятельности руководствуется:1) ………………….. (наименование учредительного документа)2) Положением о ……………………. (наименование структурного подразделения)3) настоящей должностной инструкцией;4) …………………. (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)1.7. Тьютор подчиняется непосредственно ……………………. (наименование должности руководителя)1.8……………………… (другие общие положения)


2. Трудовые функции

2.1. Тьюторское сопровождение обучающихся:1) педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;2) организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;3) организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.2.2. ………………………… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Тьютор исполняет следующие обязанности:3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:1) выявляет индивидуальные особенности, интересы, способности, проблемы, затруднения обучающихся в процессе образования;2) осуществляет организацию участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;3) обеспечивает педагогическое сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;4) осуществляет подбор и адаптацию педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;5) обеспечивает педагогическую поддержку рефлексии обучающимися результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;6) осуществляет организацию участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;7) принимает участие в реализации адаптивных образовательных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:1) выполняет проектирование открытой, вариативной образовательной среды образовательной организации;2) обеспечивает повышение доступности образовательных ресурсов для освоения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;3) выполняет проектирование адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;4) осуществляет координацию взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам.3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:1) осуществляет разработку и подбор:- методических средств для разработки и реализации обучающимся индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;- методических средств для формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды;- методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;2) осуществляет методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;3) осуществляет подбор и разработку методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения.3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.3.1.5. ……………………… (другие обязанности)3.2. ………………………… (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

4.1. Тьютор имеет право:4.1.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.4.1.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.4.1.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.4.1.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.4.1.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.4.1.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.4.2. ………………….. (другие права)

5. Ответственность

5.1. Тьютор привлекается к ответственности:- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;- правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;- причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.5.2. ……………………… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РоссийскойФедерации от 10.01.2017 N 10н, с учетом …………………. (реквизиты локальных нормативных актов организации)6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ………………… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)6.3. …………………….. (другие заключительные положения)

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Google+ (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Tumblr (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на Reddit (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Skype (Открывается в новом окне)
  • Послать это другу (Открывается в новом окне)
  • Нажмите для печати (Открывается в новом окне)

Инструменты и этапы работы тьютора

  1. Беседа. Тьютор ведёт разговор по определённым правилам. С помощью коучинговых технологий, активного слушания и различных поддерживающих элементов выстраивается открытый диалог. Открываясь, собеседник переходит на новый уровень осознания и выходит из беседы интеллектуально обогащённым. Неконтактным детям предлагаются альтернативные формы общения — рисунки, тексты и другие.
  2. Вопросы. Когда установлен доверительный контакт, тьютор начинает выявлять запрос ребёнка — задаёт особым образом сформулированные вопросы. Если подросток не готов отвечать, инструмент заменяется на другой.
  3. Личностно-ресурсная карта. Наглядное изображение путей реализации познавательного запроса ребёнка. На карту вносятся все доступные ресурсы: школьные и внеурочные, онлайн и офлайн. Удобно составлять в виде майндмэпа. Как правило, пополняется при каждой встрече ребёнка и тьютора.
  4. Пробы. Это новые для человека действия, выполняемые на условиях безопасности. Ребёнок должен осознавать, что может попробовать что-то новое и, если не понравится, в любой момент отказаться, его не будут ругать, не поставят «двойку»; а если понравится, напротив, ему помогут масштабировать проект.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
 
(Москва)
(Санкт-Петербург)
(Федеральный номер)

Это быстро и бесплатно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *